#смутьянка_интервью@smytianka
Милые Смутьянки! Мы отправлялись в легкий летний загул, чтобы порадовать вас обновленным форматом. Теперь у нас будут гораздо чаще появляться интервью самых смутьянных смутьянок: художниц, писательниц и прочих восхитительно интересных личностей. Сегодня представляем вашему вниманию Марину Демченко — художника, дизайнера, и ту, кто точно знает: «ДВЕНЕОДНА».
— Здравствуй, Марина! Расскажи, пожалуйста, как ты пришла к изобразительному искусству?
— Я с детства была фантазеркой и, чтобы объединить свои мечты и возможность их реализовать, пошла учиться на дизайнера архитектурной среды. Потом рисовала компьютерные игры: создавала целые миры при помощи изображения.
— Ты творишь современное искусство в тандеме «ДВЕНЕОДНА» с художницей Алиной Закурдаевой. Расскажи, как вы познакомились, почему решили работать вместе.
— Мы с Алиной познакомились во время учебы в студии художника Алексея Загородных и быстро поняли, что у нас схожие взгляды на мир и современное искусство. В апреле 2015 года мы создали первый совместный проект, в июне того же года сняли общую мастерскую, чтобы нам было, где творить и хранить работы — «Два окна».
— Я знаю, что эта мастерская находится в здании бывшей воронежской типографии «Коммуна», чью судьбу сегодня активно обсуждают в городе. То ее хотят сносить, то сделать из нее арт-кластер… Что это место значит для вас?
— Сама мастерская уже стала центром творчества не только для нас, но и для наших друзей. Там проходят выставки, квартирники, концерты. Взаимодействие со средой «Коммуны» — одна из центральных тем нашего творчества. Мы наблюдаем за обсуждением ее судьбы, переосмысливаем ее жизнь… У нас было уже три выставки о «Коммуне», последняя состоялась в ноябре и называлась «The secret under the floor». Работы с нее участвовали в Международной квартирной биеннале, где принимали участие не галереи и музеи, а квартиры, студии и даже ландшафты из 12 стран. А еще работы «The secret under the floor» были номинированы на премию Сергея Курехина и сейчас хранятся в Санкт-Петербурге в ее коллекции.
— Почему вы взяли такое необычное название — «ДВЕНЕОДНА»?
— Оно отражает нашу мысль о том, что не существует объективной оценки мира, не бывает черного и белого. Есть только многообразие, одновременное существование многих правд.
— Какие еще идеи, кроме судьбы «Коммуны», вы наиболее активно исследуете?
— Нас интересует отношение к реальности, восприятие времени: как люди проживают свое прошлое в настоящем.
— Каково вам работать вдвоем? Часто ли возникают споры? Как вообще устроена ваша деятельность: может быть, вы обозначаете тему, и по очереди работаете над ней, или вместе творите каждый объект?
— Очень многие художники работают поодиночке, но нам совместность даёт гораздо больше, чем мы могли бы достигнуть порознь. Каждое произведение мы делаем вместе: предлагаем идею, обсуждаем, добавляем детали… Зачастую в итоге мы даже не можем определить, кто из нас вложил в ту или иную работу больше. Совместная деятельность упрощает и чисто бытовые моменты — проще снимать мастерскую, писать тексты… А споров у нас никогда не возникает.
— Почему для своего творчества вы выбрали именно такой формат — так называемый «contemporary art»?
— У нас Алиной одинаковый бэкграуд — классическое искусство. Современное же искусство — необычное пространство для выражения мыслей о современности. В наши дни классическими средствами живописи сложно говорить, поскольку слишком многое изменилось, по сравнению со Средневековьем или 19 веком. Из-за прогресса и возросшей силы медиа-пространства обычная картина больше не может значить для зрителя столько же, сколько в эпоху Возрождения. Расширился и философский диапазон: изменилось понимание того, о чем и как следует говорить, границы каждый выбирает для себя сам. Современное искусство объединяет в себе живопись, видео, медиа, скульптуру.
— Какой ваш проект стал для тебя одним из наиболее запоминающихся?
— Однажды мы создали выставку в маршрутке. Мы арендовали маршрутку, записали желающих и сделали два рейса. В проекте все играло роль: пространство, картины, фото, видео и даже радио. Классический художник не может использовать такие средства! На этой выставке мы представили работы, которые сделали в арт-резиденции Кронштадта. Основной идеей стало то, как природное сочетается с антропогенным (ведь Кронштадт находится на острове), кроме того, с городом связано много конфликтов, мятежей. Из Кронштадта мы часто ездили на маршрутке в Петербург, и на своей выставке хотели донести до зрителей именно эти переживания. В те дни окнах маршрутки мы видели лишь что-то неопределенное, серо-туманное (стоял слякотный март). У нас было чувство, что мы находимся вне времени и пространства. Нам очень хотелось, чтобы зритель посмотрел на проект нашими глазами, изнутри. В Воронеже в то время был солнечный апрель, и диссонанс родил интересный эффект: зрители очень прониклись нашими переживаниями и даже признались, что хотели бы побывать в Кронштадте именно в марте. Многие говорили, что это стало для них интересным опытом, а это одна из наших основных целей: не только «наставлять» зрителя, но и давать ему новые переживания.
— Над какими проектами вы работаете сейчас?
— Сейчас у нас в разработке несколько проектов, но я могу только намекнуть, о чем они будут. В первом проекте мы продолжим тему «Коммуны», начатую перформансом «Человекопарк», где слились танец, музыка, видеопроекция. В прошлый раз синтез искусств наблюдали более 100 человек, и мы хотим дальше развивать это направление. Другой проект связан с очень далеким прошлым, отношением к нему и освобождением от него.
— А надо ли освобождаться?
— К нему не надо слишком сильно привязываться. Надо жить настоящим.
— Как ты относишься к тому, что многие считают современное искусство непонятным, сложным или даже глупым?
— Современное искусство существует не для того, чтобы быть понятым. Оно направлено на то, чтобы запустить в зрителе реакцию интеллектуальную или эмоциональную, начал думать и чувствовать, переживая некий новый для себя опыт. Чтобы вникнуть в него, надо много знать, надо понимать, что мир невероятно изменился с начала 20 века, надо знать историю искусства, надо быть открытым. Один из важнейших моментов современного искусства — то, что каждый художник заново отвечает себе и зрителю на вопрос «Что такое искусство?» Творец больше не воспевает природу или мораль, в искусстве становится важен сам поиск. Конечно, стоит признать, что в современном искусстве, как и в любой сфере, есть проходные явления, а есть настоящие сокровища, которых, наверное, меньше 10%. Но именно ради них хочется принимать во всем этом участие.
— Готова ли ты объяснить зрителю, «что хотел сказать автор», или, если понимания не произошло, то это не проблема художника?
— Я готова объяснять, но понимание нашего замысла — это не главное. Зритель имеет полное право сам истолковать нашу работу, и, если он поймет ее иначе, вынесет что-то свое, мы будем только рады.
— Какой ты видишь себя через 10 лет?
— Я стараюсь жить настоящим, мне очень нравится все, что я сейчас делаю, я чувствую себя на своем месте. Через 10 лет… Я хочу того же. Может быть, это выльется в свою студию или агентство, я не знаю. Я просто делаю свое дело с любовью, совершаю большие и маленькие шаги, чтобы его развить.
Сообщество "ДВЕНЕОДНА": https://vk.com/dvaokna
Сайт объединения: http://2not1.ru/